Site icon Сад и огород на даче

Буллинг подростков в школе

6 мин на чтение
Примерное время на чтение статьи: 6 минуты

Прошли праздничные, школьные линейки и, добро пожаловать головная боль к родителям, подростки которых жалуются на то, что в школе осталось всё без изменений, и травля началась.

Давайте разберёмся, что такое буллинг подростков в школе, его виды, причины, как противостоять ему, и чем могут помочь взрослые, ведь это наши дети страдают.

Статистика о буллинге подростков

Интересная картина вырисовывается из опроса подростков. Оказывается 52% школьников становятся жертвами различных видов буллинга, 32% подвергаются психологическому и 26% физическому воздействию.

Около 40% респондентов считают, что причинами таких взаимоотношений в учебном заведении служит национальная принадлежность и неопрятный внешний вид. Ещё можно добавить их пубертатный возраст и осознание себя больше взрослыми, чем детьми. Но это не значит, что они без напоминания чистят зубы, моют нос, глаза и остальные части тела. Проще намочить зубную щётку, чтобы родители не приставали, брызнуть дезодорантом на грязную часть тела и, через 10 секунд выйти из ванной комнаты.

Виды буллинга

Красивое название созвучное с боулингом, а суть со звериной мордой, обозначающая запугивание, унижение, агрессивное преследование, которое можно выразить одним словом — травля.

Вербальный — подростки комментируют, с насмешкой, внешность других, обзывают, угрожают более слабым, потому что сами боятся и слабого и сильного.

Физический — толкаются, задевают, проходя мимо, что может вам самим не нравится, когда вас цепляют, забирают личные вещи. И совсем не смешно, когда вам или вы поставили подножку и всё обернулось тяжёлой травмой. Кинули опилки при уборке территории, просто пошутить, и одноклассник остался без глаза. Прилюдно поднять юбочку, потому что зрители смеются, а клоун старается. Посмотрите, за что наступает уголовная ответственность с 14 лет и поймёте, что вам придётся отвечать, а не родителям. Думайте, пока не присели на скамью подсудимых с поникшей головой и в ужасе от того, что вас ожидает.

Социальный — вы намеренно не принимаете в игру, команду одноклассника и не только потому, что он хуже играет, но и лучше. Делаете лабораторную работу, где вы «тупите», а он нет, но он порядочный и не станет вас унижать. На прогулку всем классом вы не идёте с человеком, которого нельзя взять «на слабо», клоунский талант пропадёт. Подростки, не как все, должны гордиться собой и помнить, что удача у вас на носу, поэтому голову выше, ребята, чтобы она не упала, вы лучшие и вам завидуют.

Кибербуллинг — разновидность клеветы, мелкой зависти, подлости в интернете. Создаются группы, сообщества, распространяются слухи, сплетни в чатах, мессенджерах, не опасаясь наказания, а зря. Гражданский Кодекс РФ работает в этом направлении, можете ознакомиться ст.150.

Учительский — да, такой тоже наблюдается, про некоторых современных работников школ нельзя сказать, что это интеллигенция, которая служит примером. Педагоги, которые должны управлять и «разруливать» конфликтные ситуации в классе, предпочитают приглашать классного руководителя, чтобы он навёл порядок или криком пытаются воспитать учеников. Другие отпускают авторитетное слово на эмоциях, обзывая учеников, или комментируют с издёвкой, запуская процесс буллинга, который с радостью подхватывают одноклассники, если учителю можно, почему им нельзя.

Кто участвует в буллинге

По количеству участников можно выстроить треугольник позиций.

Зрители или пассивные наблюдатели.

Эти могут испытывать сострадание, но собственный покой и «моя хата с краю» удерживает их от возмущения, чтобы самому не стать предметом травли. Почему на первое место хочется поставить эту самую многочисленную группу каждого класса учебного заведения? Потому что, надо бояться равнодушных, это «с их молчаливого согласия существует на земле предательство и убийство».

Жертва или кого выбирают для травли?

  • Это добрые, отзывчивые дети, которых называют домашними, потому что их любят родные. Они стараются держаться в стороне и не вступать в контакты с теми, кто их может обидеть. При этом подростки страдают от нехватки общения со сверстниками, поэтому ищут их в чатах, играх, считая, что в интернете все говорят и пишут правду про возраст, увлечения и о том, какие они хорошие.
  • Дети с дефектами речи, развития и отличники, которых учителя выделяют и ставят в пример. Неряшливые ученики и плохо одетые, первые никак не могут понять важность гигиены для себя, а вторые нуждаются во внимании и помощи, а не в насмешках. Они не виноваты, что живут не в семье с родителями, это их беда.

Агрессоры кто они и чего хотят.

Эти дети могут подвергаться психологическому давлению дома, где их не слышат и не считаются, зато в классе можно отыграться на других, чтобы повысить самооценку. Самоутверждаться они предпочитают грубостью, криками, неуравновешенным поведением. Они жестокие, а если ещё имеются проявления нарциссизма, то агрессия усиливается. Их способности недооценивают, им мало внимания и хвалебных речей. Они могут подставлять других и выдавать чужие успехи за свои, и возмущаться, когда их уличают во лжи.

Буллинг подростков в школе

Проблемы групп, которыми являются классы, пока находятся на низком уровне отношений, их проблемы изучены, ясны и понятны для взрослых. Эффективных средств и способов противостоять агрессорам пока нет и, похоже, не будет, как и идеального общества в целом. Остаются только рекомендации, например, оздоровить климат в семьях конфликтующих сторон. Остаётся только развести руками, ребята, вы о чём?

Что требуется от родителей — не оставлять подростка один на один с проблемой, прислушивайтесь к его эмоциональным всплескам после школьных занятий, даже если от них у вас разболелась голова. Ведь как мы приучены, пойдёшь к педагогам разбираться, ребёнку будет хуже, потому что учительский буллинг тоже имеет место, а это похуже подросткового. Вы пришли защищать ребёнка, а учитель считает, что вы его подставляете, и проблема внутри класса не решается.

Дома родители советуют, как дать отпор и защитить себя, но ваш подросток будет искать причины, по которым он не может постоять за себя. Он боится камер, наказания и переубеждать его, что на записи видно, что он только ответил обидчику, бесполезно, но это не значит, что слушать детей и говорить с ними не надо.

Что пытается сделать школа, и по каким трём ключевым областям ведётся работа:

  • Психолого-педагогическая, когда в учебных заведениях работают штатные психологи к, сожалению, они не могут в полной мере прекратить травлю, но хотя бы слушают наших детей.
  • Административные решения, когда педагоги и администрация должны быть заинтересованы в профилактической работе по недопущению буллинга в отдельно взятой школе. Что на практике? Учебное заведение в северной столице, 7 класс, вопрос внучке, чем они занимаются на классных часах, какие вопросы и проблемы обсуждают. Оказывается, они предоставлены сами себе и каждый сидит в своём телефоне, а для учителя важно, чтобы было тихо.
  • Юридический аспект, который может сработать, когда наблюдается кибербуллинг. Если обнаружены факты запугивания в интернете, то надо зафиксировать текст сообщений, имя отправителя. Появятся повторяющиеся угрозы, то можно писать заявление в правоохранительные органы, но кто может поделиться, что это помогло.

В общем, подводя итоги, мы имеем серьёзную проблему, которая бьёт по психике и здоровью наших детей. Ждать, что это когда-нибудь закончится, бесполезно. Можно только вспомнить, когда мы были подростками, то наши учителя и родители плыли в одной лодке, мы также воспитывали детей и были с педагогами в одном ряду. Зато сейчас, такое впечатление от школьных отношений, что там царит принцип «разделяй и властвуй».

Ещё материалы для людей с проблемами со здоровьем и для особого случая

Exit mobile version